Приоритет 2030
Приволжский исследовательский медицинский университет

Из воспоминаний выпускницы ГМИ им. С.М. Кирова 1946 г. Е.А. Гринштейн (Сасина)

… Заявление о поступлении в Горьковский медицинский институт им. С.М. Кирова мной было подано в июле 1941 года. В этой напряженной, тревожной обстановке надо было готовиться к вступительным экзаменам, одновременно участвуя в различных общественных мероприятиях по линии МПВО, райкома комсомола (подготовка к открытию в различных зданиях госпиталей, рытье укрытий для самозащиты по месту жительства и т.п.).
Первый вступительный экзамен — сочинение — писали в большой аудитории главного здания медицинского института на площади Минина под звуки учебной тревоги.
В августе былисданытриэкзамена, … когда остался один экзамен, последовало правительственное постановление о приеме в институт по конкурсу аттестатов. Я была зачислена на первый курс лечебно-профилактического факультета…
С первых дней сентября в расписание занятий первокурсников были внесены изменения. Уже с 12 сентября наш курс был направлен на уборку оставшейся на полях Горьковской области сельскохозяйственной продукции… В начале октября мы вернулись в город продолжать учебу в институте.
В середине октября осложнилась военная обстановка под Москвой. На всю жизнь остались в памяти 15—16 октября 1941 года, дни, когда шла массовая эвакуация москвичей. Машины разных типов заполнили все улицы и магистрали г. Горького. Они двигались в одном, восточном, направлении города в сторону Казанского шоссе.
Вскоре после этого события мы, первокурсники, в составе колонны, включавшей студентов медицинского института всех курсов, в том числе готовящихся к досрочному выпуску V и IV курсов, были направлены на строительство противотанковых рвов вокруг г. Горького: вначале в Борский район, село Завражное, расположенное в 30 км от города, а позднее — в Павловский.
Организационно студенты были распределены по сотням, во главе которых был командир — студент, отвечавший за работу, дисциплину и быт. Кураторами «сотен» были преподаватели. В этих работах непосредственное участие принимал директор института, профессор К.Г. Никулин. Студенты были заняты рытьем глубоких и широких противотанковых рвов определенного профиля. Руководили этими работами военные, среди них значительную роль играли взрывники, так как грунт уже основательно промерз: зима 1941—1942 гг. была очень холодной.
Трудности в работе усугублялись неоднократными налетами вражеских самолетов, которые разбрасывали листовки. Бомбежек не было. Оборонные работы были завершены в последние дни 1941 года. Перед самым новым 1942 годом все многочисленные участники трудового фронта начали возвращаться из разных районов, расположенных вокруг г. Горького. Настроение у всех было приподнятое: началось наступление Красной Армии под г. Москвой.
Мы вернулись в аудитории и лаборатории. Началась учеба. Единственные двухнедельные каникулы нам предоставили перед последним учебным семестром — в конце августа — начале сентября 1945 г., после Победы над немецко-фашистскими захватчиками,.
Занятия нередко прерывались из-за необходимости участия в разгрузке прибывших эшелонов с ранеными и их первичным устройством в госпиталях, сеть которых в нашем городе непрерывно увеличивалась. Открывались специализированные госпитали, и профессора, доценты, преподаватели нашего института как высококвалифицированные специалисты наряду с огромной учебной, лечебной работой являлись их консультантами, ведущими специалистами, зав. отделениями. Многие студенты также сочетали учебу с дежурствами и работой в госпиталях и других медицинских учреждениях.
Позже, к весне 1942 года, с открытием навигации появилась новая обязанность по разгрузке барж с топливом, недостаток которого ощущался нами повсюду все годы учебы — в аудиториях, помещениях для практических занятий, в библиотеке…
Несмотря на тяжелые условия быта и учебы у студентов нашего курса возникло патриотическое решение продлить учебный процесс за счет летних, так называемых «отпускных» месяцев — август, сентябрь 1944 года — с тем, чтобы ускорить окончание института, получить звание врача и принять непосредственное участие в рядах Советской Армии в битве с немецко-фашистскими захватчиками. Это, оформленное в письменном виде, решение было передано в администрацию и деканат института в январе 1944 года. Через некоторое время нами был получен отрицательный ответ. Отказ мотивировали необходимостью обязательного перерыва в учебном процессе с точки зрения гигиенических нормативов умственного труда, а также возможностью помочь фронту, заменив летние каникулы общественно-полезным трудом.
И в летнее время 1944 года (август—сентябрь) наш поток отправился в Курскую область на противоэпидемическую работу. Старшим колонны был студент Д.Л. Пиковский*. В Курском облздравотделе нас распределили по районам, и мы отправились в «свой» Сужданский район на «пятьсот веселом» поезде (№ 509) — открытых грузовых платформах. Везде были следы разрушений после немецко-фашистской оккупации и ожесточенных боев на Курско—Орловской дуге. В деревнях домов не было вовсе, люди жили в землянках…
Тяжелейшими последствиями оккупации были сыпной тиф и педикулез. Задачей нашей студенческой группы, усиленной одним медицинским работником, «сухожаровой» передвижной камерой и баней простейшей конструкции, было проведение «подворных» обходов землянок, выявление больных, очагов педикулеза и поголовная их обработка.
Работа начиналась с 6 часов утра, заканчивалась к вечеру. Мы целый день проводили на воздухе и были на «яблочной диете», которую нам «предписывали» хозяйки каждой землянки.
После двухмесячной работы мы, загорелые и получившие витаминный запас, начали 1944/45 учебный год.
Несмотря на все трудности, совмещение учебы и работы, дополнительные дежурства в госпиталях, студенты активно занимались в научных кружках, которые функционировали на кафедрах, многие участвовали в работе кафедр на общественных началах, постигая тайны врачебного мастерства.
… Мы окончили институт в феврале 1946 года, мартовский поток, соответственно, в июне, проучившись 9 семестров, получив дипломы врача установленного образца.
Мы, выпускники первого послевоенного года … разъехались по стране, в том числе в области, где после Великой Отечественной войны необходимо было восстанавливать все и в первую очередь систему здравоохранения.

1999 г.
Полностью воспоминания Е.А. Гринштейн (Сасиной) были впервые опубликованы в книге «За Родину! За Победу!» (Воспоминания сотрудников НГМА – ветеранов войны и тыла) /Под ред. В.А. Воронова: Издательство Нижегородской государственной медицинской академии, 2000. - С–31-34.

* Давид Львович Пиковский — фронтовик, выпускник ГМИ им. С.М. Кирова 1946 г., профессор НГМА.
Из воспоминаний выпускницы ГМИ им. С.М. Кирова 1946 г. Е.А. Гринштейн (Сасина)
Из воспоминаний выпускницы ГМИ им. С.М. Кирова 1946 г. Е.А. Гринштейн (Сасина)

Подписывайтесь на наши социальные сети

  • 00
  • :
  • 00

ПИМУ

только что

Свежие новости университета

Будьте в курсе всех новостей.